Nokian Tyres

Маркировка шин

Подбирая новые автошины, руководствуются, прежде всего, их размером или, корректнее, типоразмером. Он наносится на боковине покрышке крупными символами, сочетание которых имеет следующий вид:

175/70 R13 82T

175 — ширина профиля шины, мм;
70 — высота профиля, указывается как процентное отношение к ширине. В нашем случае высота составляет 70% от ширины (175 мм), т.е., 122,5 мм. Часто высоту профиля называют серией. В некоторых типоразмерах номер серии отсутствует, например, 185 R14 C 102 Q. Такие шины называют полнопрофильными, а отношение высоты к ширине в таком случае составляет 80% или 82%.
R13 — так называемый радиус шины — это диаметр диска на который шину такого размера нужно устанавливать. Буква R свидетельствует о радиальном типе покрышки.
82 — индекс или коэффициент нагрузки. Это условный показатель, указывающий на допустимую нагрузку на шину в кг. Расшифровка наиболее часто применяющихся коэффициентов приведена в таблице индексов нагрузки. Зачастую, нагрузка расшифрована на самой шине: за надписью Max Load следуют две цифры, первая в кг, вторая в фунтах.
Т — индекс скорости. Этот показатель указывает на максимально допустимую скорость, при которой производитель гарантирует сохранение заложенных эксплуатационных характеристик шины. Расшифровка приведена в таблице индексов скорости.

В некоторых типоразмерах имеются дополнительные буквенные обозначения: 185 R14 C 102 Q, индексом С обозначаются так называемые «усиленные» шины с большим коэффициентом нагрузки. Встречаются и другие обозначения, но крайне редко.

Помимо типоразмера на боковине покрышки обязательно указывается наименование фирмы-производителя, допустим, Nokian и название модели шины, например, NRT2.

Кроме вышеперечисленных, существуют другие обозначения, несущие массу полезной информации:
TUBE TYPE — камерная конструкция.

TUBELESS — безкамерная конструкция. Многие современные шины имеют бескамерную конструкцию. Бескамерная шина обладает серьёзными преимуществами — прежде всего это безопасность. (При проколе шины с камерой острый предмет рвёт камеру и воздух быстро её покидает, уходя в атмосферу через отверстие в диске под сосок. В бескамерной шине посторонний предмет застревает в боковине шины и препятствует выходу воздуха, а отверстие под сосок загерметизировано при монтаже колеса за счёт конструкции соска.) Также достоинство бескамерной шины — она легче. Герметичность бескамерной шины достигается за счёт высокой плотности прилегания внутренней части шины к поверхности обода диска.

trEADWEAR 380 — коэффициент износоустойчивости, определяется по отношению к «базовой шине», для которой он равен 100.

trACTION А — коэффициент сцепления, имеет значения А, В, С. Шины с коэффициентом А имеют наибольшую величину сцепления в своем классе.

TEMPERATURE A — температурный режим, показатель характеризующий способность шины противостоять температурным воздействиям. Он, как и предыдущий подразделяется на три категории А, В и С.

Е17 — соответствие Европейским стандартам.

DOT — соответствие стандартам США.

0205 — дата изготовления (вторая неделя 2005 года)

M+S (грязь и снег), Winter (зима), Rain (дождь), Water или Aqua (вода), All Season North America (все сезоны Северной Америки) и т.п. — шины, предназначенные для эксплуатации в конкретных условиях.

PLIES: trEAD — состав слоя протектора.

SIDEWALL — состав слоя боковины.

MAX LOAD — максимальная нагрузка, кг / английские фунты.

MAX PRESSURE — максимальное внутреннее давление в шине, КПа.

ROTATION — направление вращения. Шины с направленным рисунком протектора устанавливаются строго в соответствии со стрелкой.

LEFT — шина устанавливается на левую сторону автомобиля. Дело в том, что многие современные шины имеют ассиметричный рисунок протектора. Это сделано для того, что бы увеличить жёсткость той части шины, которая находится на внешней стороне радиуса поворота. Тем не менее есть шины с ассиметричным рисунком и их можно ставить на любую сторону. Главный критерей правильности установки ассиметричных шин — наличие надписей OUTSIDE (Side Facing Out) — внешняя сторона установки / INSIDE (Side Facing Inwards) — внутренняя сторона установки.

RIGHT — шина устанавливается на правую сторону автомобиля.

DA (штамп) — незначительные производственные дефекты не препятствующие нормальной эксплуатации.

TWI D — указатель индикатора износа проектора. Сам индикатор представляет собой выступ на дне канавки протектора. Когда протектор стирается до уровня этого выступа, шину пора менять.

MADE IN FINLAND — страна производитель.

Зная эти несложные обозначения любой автовладелец без труда сможет приобрести и правильно эксплуатировать автошины.


Индексы скорости 

Условное обозначение Максимальная скорость, км/ч
L 120
M 130
N 140
P 150
Q 160
R 170
S 180
T 190
U 200
H 210
V 240
W 270
Y 300
Z Свыше 240


Индексы грузоподъемности
Индекс допустимой нагрузки, LI (или индекс грузоподъемности) — это условный параметр. Некоторые производители шин расшифровывают его: на шине может быть написано полностью Мах Load (максимальная нагрузка) и указана двойная цифра в килограммах и английских фунтах. Некоторые модели предусматривают разную нагрузку на шины, установленные на передних и задних осях. Полная таблица индексов грузоподъемности выглядит следующим образом.

LI

кг

LI

кг

70 335 95 690
71 345 96 710
72 355 97 730
73 365 98 750
74 375 99 775
75 387 100 800
76 400 101 825
77 412 102 850
78 425 103 875
79 437 104 900
80 450 105 925
81 462 106 950
82 475 107 975
83 487 108 1000
84 500 109 1030
85 515 110 1060
86 530 111 1090
87 545 112 1120
88 560 113 1150
89 580 114 1180
90 600 115 1215
91 615 116 1250
92 630 117 1285
93 650 118 1320
94 670 119 1360


Нагрузка на шину при различных скоростях
При установке шин высоких индексов скорости следует помнить об изменении LI по мере возрастании скорости до максимально разрешённой. В таблице показано как рост скорости влияет на грузоподъёмность (в %)

Максимальная скорость, км/ч

H (%) V (%) W (%) Y (%)
210 100 100 100 100
220 97 100 100
230 94 100 100
240 91 100 100
250 95 100
260 90 100
270 85 100
280 95
290 90
300 * 85

* При скорости 300 км/ч грузоподъёмность шин и используемое в них давление нужно согласовывать с изготовителями автомашин и шин с учётом свойств транспортных средств и условий их использования.

Пример.

Шина 195 65R15 91V Индекс нагрузки (LI) 91 = 615 кг

Грузоподъёмность шины при скорости 240 км/ч составляет 91% от указанного индека нагрузки или 0,91х615 кг = 560 кг.

Рекомендации по выбору

Покупка шин в некотором смысле философский вопрос. С одной стороны ясно, что шины — это прежде всего безопасность. Можно даже сказать, что шины — это часть тормозной системы машины. С другой стороны шины — недешёвая «деталь» вашего любимца. Попробуем разобраться — как найти золотую середину.

Прежде всего вы должны определиться в каком сезоне будет работать шина. Можно смело сказать — в шинах для летних и шинах для зимних условий эксплуатации общее только одно — они круглые. Настолько конструкция современных шин для разных условий отличается друг от друга. Эти отличии проявляются и в рисунке протектора, и в составе резины, и размерах шины.

Существуют так называемые всесезонные шины. Не надо воспринимать «всесезонность» буквально. Особенно, если речь идёт об эксплуатации шин в реальных условиях отечественной погоды и отечественного бездорожья. Даже в районах с тёплым климатом разница температур летом и зимой может достигать 50 градусов. А поведение шины на сухом раскалённом асфальте и зимней жиже из снега, воды и песка столь отличается, что покупать такие шины мы не рекомендуем даже в тёплых районах, не говоря уж про районы с большей разницей летних и зимних температур. Отсюда вывод — нужно иметь комплект шин для лета и комплект для зимы. Исключение из этого правила — шины для городских внедорожников, специально сконструированные для круглогодичной эксплуатации.

Некоторые думают, что купив «всесезонные» колёса они сэкономят деньги. Но это не так. Прежде всего шины — это ваша безопасность. И рано или поздно может наступить ситуация, когда вам не хватит нескольких сантиметров — даже если вы автомобильный ас. И эти сантиметры заложены в конструкцию шины. Но даже если удача никогда не покидает вас — при внимательном подсчёте вы ничего не выгадываете. Дело в том, что например, резина зимних шин более мягкая, поэтому она при высокой температуре очень быстро изнашивается. И этот износ заметен невооружённым взглядом. Проведите эксперимент — покатайтесь летом на зимних шинах, — через 10 тыс. км вы поймёте, что пора копить на замену шин. И уж совсем неправильно — затягивать «переобувку» шипованных зимних шин весной. Шипы при движении по асфальту быстро стираются, а резком торможении зачастую вылетают из протектора и восстановить тормозные характеристики такой шины невозможно — во первых вырванный шип рвёт резину в месте, где он стоит, во вторых – шипы зашиваются в протектор автоматами при изготовлении шины на заводе строго со определённым усилием, на определённую, одинаковую для каждого шипа глубину, рассчитанную инженерами-конструкторами, под абсолютно одинаковым углом к плоскости протектора. Само расположение шипов таково, что они смещены на разное расстояние от края шины относительно друг друга и образуют несколько рядов при трении об лёд. Повторить такую ошиповку вне заводских условий невозможно.

Итак, определяемся с выбором — лето или зима. Зимняя (да и летняя тоже) дорога ошибок, как известно, не прощает, но дорога она и летом или зимой бывает разная. Например, зимой в большом городе дороги, как правило, быстро убирают от снега и посыпают специальными антиобледенительными составами или песком. Загородные магистрали тоже убирают… но увы, не так быстро, а небольшие пригородные дороги могут неделями оставаться подо льдом. Летом движение по автостраде совсем не то же самое, что прорыв к даче по раскисшей просёлочной дороге. Поэтому при покупке зимнего колеса перед нами встают вопросы — шипованные или нешипованные, какой рисунок протектора выбрать, можно ли поставить понравившуюся вам новую модель, если она не соответствует рекомендациям завода-изготовителя автомобиля по размеру. Ключ к ответу — это условия, в которых наиболее часто работает шина, уровень вашего водительского опыта, стиль вождения а.м. Например, шипованные колёса весьма уверенно ведут себя на обледенелой трассе. Шипы вгрызаются в лёд так, что иногда кажется , что под колёсами сухой асфальт. Но как только вы въезжаете на чистый городской асфальт условия резко меняются. Тормозной путь у шипованного колеса на чистом асфальте несколько увеличивается. Об этом надо помнить. К тому же при постоянной езде по асфальту шипы быстрее изнашиваются и (что немаловажно) шумят. И всё же… Даже если вам предстоит за зиму проехать всего несколько километров по ледяной дороге — проанализируйте эти километры, взвесьте своё мастерство, выбор за вами!

Можно порекомендовать современные нешипованные зимние шины. Например лидеры мирового производства выпускают нешипованные шины с так называемым «резиновым шипом». Протектор шины имеет множество мелких ламелей (элемент протектора, образующийся при надрезании его мелкими канавками), каждая из которых цепляется за неровности льда. Эффективность торможения на льду у этой модели приближается к шипованной. Также на ней можно уверенно ехать по мокрому зимнему асфальту в городе за счёт достаточно большого пятна контакта с дорогой и эффективно работающих водоотводных канавок, а также по укатанному снегу. Резиновая смесь с повышенным содержанием натурального каучука не дают шине «дубеть» на морозе, и это положительно сказывается на стабильности характеристик при разных температурах.

Из шипованных шин можно посоветовать шипованную модель Nokian Hakkapeliitta 2. Эта модель подходит для тех, кто часто катается за городом. В конструкции этой шины применена технология «плавающего шипа». Суть этой идеи в том, что шип закреплён в толще протектора на основании из очень мягкой резины. Поэтому при езде по асфальту он утапливается вглубь, как бы убирается внутрь протектора и с асфальтом взаимодействует в основном резина. Шина имеет индикатор степени износа. Индекс скорости Q (160 км/ч) и T (190 км/ч). Также можно порекомендовать модель Nokian Hakkapeliitta 4. В конструкцию этой шины заложены самые передовые идеи лидера в производстве зимних шин — финского концерна NOKIAN. Всё дело, как всегда в мелочах — в маленьком твёрдосплавном шипе. Новый шип этой модели имеет квадратное сечение. Каждый угол шипа режет лёд, дополнительно увеличивая сцепление с дорогой. Модель NOKIAN HKPL 4 имеет ещё одну особенность. В составе резины у ней синтетические компоненты заменены на экологически чистое рапсовое масло, что придаёт шине дополнительную износостойкость. К тому же не надо забывать — нас много, а природа на всех одна.

Для тех, кто постоянно ездит зимой в большом городе или по магистралям рекомендуется шина Nokian WR Sport Utility. Применённая в ней смесь на основе кремния для изнашиваемого слоя протектора обеспечивает отличное сцепление с мокрой поверхностью дороги и стойкость к износу. Мощные канавки эффективно выдавливают мокрый снег и воду из промежутка между шиной и дорогой, а ламелирование нового типа улучшает сцепление со скользкой поверхностью. По своему рисунку шина представляет симметричный тип с определённым направлением вращения, который применим для круглогодичной эксплуатации.

Следующий «философский» вопрос — размер шины. Тут, казалось бы всё просто — посмотри размер в технической характеристике производителя машины — и в магазин. Но не так всё просто. Например, зимние шины «родного» размера для некоторых новых (а иногда наоборот очень старых) автомобилей не всегда можно найти в магазинах просто потому, что производители их ещё не успели создать (или уже не создают), или продавцы не рискуют пока закупать из за ограниченного рынка сбыта. Вот тут и встаёт вопрос взаимозаменяемости размеров. При покупки шины «неродного размера» следует учесть три основных принципа:

1. Никогда, ни при каких режимах движения автомобиля (даже при самом резком повороте или торможении «с дымом») колесо не должно задевать за детали кузова и рулевого управления. Причём, пользуясь консультациями неопытных (нечестных) продавцов или непрофессиональных шиномонтажников вы рискуете попасть в весьма неприятную ситуацию – на одном из крутых поворотов, при резком торможении или при проезде выбоины в дороге вы услышите скрежещущие звуки – колесо задевает за кузов. Это колесо на вашу машину не подходит! Когда вы вернётесь с этой проблемой к продавцу – не надейтесь, что вас примут с радостной улыбкой. Приготовьтесь к борьбе за ваши деньги. Аргументы будут простые — сами покупали колесо, сами и катайтесь на нём, колесо потеряло товарный вид и обратно не принимается, ну и наконец классика отечественной реальности — денег нет (была инкассация), шеф фирмы болеет, и вообще — мы закрываемся, освободите территорию. На вашу исключительную осведомлённость в «Законе о защите прав потребителя» денька через два-три (когда выздоровеет шеф, а  пока можете покататься на метро) найдётся выдержка из того же закона или «Правил продажи товаров», согласно которой вам придётся пройти совсем небыструю процедуру — экспертизу шины. При этом – не забывайте, что — а) колесо действительно потеряло товарный вид (достаточно нескольких царапин на протекторе или чуть потёртых шипов – эффекты возникают на первых же километрах эксплуатации) и — б) вам никто не давал в письменном виде гарантию, что шина подходит к автомобилю. То есть всё просто, — вы отдельно купили шину и отдельно услугу шиномонтажа! Что бы не попадать в такие ситуации рекомендуется покупать шины у надёжных, проверенных временем организаций, например у нас, постарайтесь избегать покупок на рынках, в придорожных шиномонтажах-однодневках.

2. Летом следует ставить шины по возможности шире. Широкая шина увеличивает пятно контакта с асфальтом, соответственно уменьшая тормозной путь. Однако при этом у новой шины уменьшится расстояние между центром колеса и дорогой, т.е. станет меньше дорожный просвет. Летом для шоссе и города это не имеет значения, и даже придаёт машине более спортивный вид. Но при движении по плохим дорогам об этом стоит помнить. Ещё одно замечание — более широкая шина с классическим дорожным рисунком сильнее подвержена эффекту аквапланирования (грубо говоря – колесо из за высокой скорости «не успевает» прорезать лужу до дна и между колесом и дорогой образуется плёнка из воды). Летом при жаркой грозовой погоде можно буквально влететь с раскалённого асфальта в стену дождя и многосантиметровую лужу. Неопытные водители или любители расслабиться хорошей музыкой, прекрасными пейзажами в прохладе кондиционера иногда даже не успевают сообразить что произошло – их машина стала неуправляемой. При аквапланировании коэффициент сцепления шины с дорогой равен нулю – такой же, как на отполированном влажном льду! (Только, как правило, скорость машины гораздо больше). Машина в долю секунды превращается в глиссер. Будьте внимательны! Для предотвращения подобных ситуаций рекомендуем шины с дождевым рисунком протектора. Характерная черта дождевого рисунка – длинные, узкие и глубокие канавки на протекторе, ёлочкой сходящиеся к центру шины. При наезде на лужу в эти канавки загоняется вода и стремительно выдавливается из пятна контакта.

3. Зимой всё неоднозначно и, опять же, зависит условий, преимущественно в которых придётся ездить. В общем случае — для движения по снегу шине не нужна большая ширина – она мешает разгребать снег и добираться до покрытия дороги, увеличивает сопротивление, а дорожного просвета зачастую не хватает для наших сугробов. Поэтому зимнее колесо (особенно шипованное) ставим меньшей ширины и выше профилем. При движении зимой исключительно в крупных городах, где со снегом борются более-менее успешно, нешипованное колесо можно оставить с летней высотой профиля. Покупатели новых машин зачастую могут столкнуться с такой ситуацией – как правило, новые машины в автосалонах продаются укомплектованными летними шинами. Соответственно, при наступлении холодов автомобилисты ищут зимние колёса, но не могут найти «родного» размера в торговой сети, а автоцентры, к которым прикреплён автомобиль на гарантийное и сервисное обслуживание, заранее озаботившись, предлагают им шины иногда по двойной цене. Покупай у нас — или снимем с гарантии! Аргументация простая – хочешь гарантию, — катайся на шинах, предназначенных для эксплуатации заводом-изготовителем, то бишь покупай у нас. Тут можно посоветовать – сделайте сезонное обслуживание заранее (на летних шинах), и ищите зимние шины не в автоцентре, где они дороги, а у профессиональных продавцов. Не торопитесь. Конкуренция на рынке шин такова, что никто не может долгое время оставаться монополистом в каком-либо размере. Обращайтесь к нам, сделайте у нас заказ и мы обязательно вам поможем.

Внимание — для тех, кто докупает одно колесо (разорвалась боковина, порезали, украли). Шины на одном мосту автомашины должны быть абсолютно одинаковые (по модели, размеру, износу, желательно в пределах нескольких месяцев по дате выпуска. Маркировка даты выпуска указывается на боковине четырёхзначным числом, — например 2405 — это 24 неделя 2005 года). Покупайте шины парами — разница в износе может быть не видна на глаз, но при аварийном торможении она себя проявит. Если вы всё таки хотите купить одну шину — при заказе недостающей шины внимательно перепишите с боковины производителя, модель, размер, коэффициенты скорости и нагрузки, найдите где либо рисунок протектора и сравните его с колесом, стоящим на автомобиле. Убедитесь, что вы заказываете именно то, что вам нужно. Возможно у вас стоят ассиметричные шины с установкой строго на свою сторону — посмотрите на какую сторону вам нужна шина.

Telegram